Сайт о водномоторном туризме- Ривьера


Походы по реке Сережа 2005.

Введение

 Сережа (в переводе с тюркского- "быстрая и чистая") равнинная лесная река, протекающая с востока на запад по глухим безлюдным местам Нижегородской губернии. В своем течении имеет несколько искусственных и естественных препятствиий в ввиде рыбацких "заколов" (плетенная из жердей изгородь, соединяющая берега), самобытных мостиков, а так же упавших в русло деревьев. Местами идет пересыхающим ручьем по поросшим камышем лугам. Наиболее проходима в половодье. Максимальное повышение уровня межень - разлив 5,5м. Предпочтительным маршрутом у водников является Пустынь - Лесуново - Левино, далее по Теше к станции Родяково, либо вниз к автомобильному мосту у х. Покров. Пик туристического сплава обычно приходится на майские праздники. Идут массово, на чем угодно, байдарках, плотах, деревянных ботниках, надувных лодках всех калибров (встречались рафты, 7-ми метровые морские с фальшбортами и маленькие двухместные челночки).
 Навигационные данные по глубине, препятствиям и местам стоянок в настоящем и последующих отчетах по р. Сереже будут привязаны к метке на опоре моста у д. Лесуново.
Синей риске соответствует 3-х метровая глубина реки под отметкой.
Координаты "точек интереса" указанны в системе WGS 84, формат данных "градусы минуты, тысячные минут". При отсутствии хороших топографических карт- могут сгодиться и эти: (www.topmap.narod.ru).
Карта 1 Карта 2. Итак начнем...

Часть 1. Тестовый поход по Сереже. Лесуново - Пустынь 29 апреля 2005г.

 Уровень воды в реке вровень отметке на опоре, т.е 3 метра от поверхности до дна. Сережа представляет из себя затопленные на сотни метров лес и луга. Чтобы идти по руслу и не заблудиться в бескрайней залитой пойме ориентируемся на трек, составленный по километровой карте Верхневолжской геодезии (съемка 2004г) и течение реки (есть течение- предположительно основное русло). Лишь в совокупности можно было как то двигаться. Предостережение: Не угодите по ошибке в Сырой Ирзяк (N 55 40.380/ E 43 25.906), очень похож на продолжение Сережи.
При планировании на 56 километров пути поставили в карту по руслу 750 точек трека. Тем не менее явное отклонение не редко составляло 300 - 400 метров. Качество топосъемки русла я бы оценил как "жесткое порно". Уверен, имея "живой" трек плутали бы меньше.
Тестируемое оборудование работало нормально. Дптчик Piranha определял глубину даже через днище лодки. Расхождение показаний глубиномеров составляло не более 0,2-0,3 м. Emap четко записывал trackpoints, точность позиционирования даже в лесных массивах составляла 5-9 м. Удобных мест выхода еденицы, ночевать пришлось в лодке посреди леса (странное сочетание неправда ли?). Горелочка ГИМ-2 нас исправно обогревала прохладной ночью, а утром под "Медовую з перцем" скоренько приподнесла наваристой стерляжьей ухи.
 Поход впечетляющий и незабываемый. Девственность окружающей природы, непуганные бобры и андатры, красота и сказочная таинственность нелюдной лесной речки. К завершению маршрута 7 км шли по системе Пустынских озер, поразивших своим размахом и великолепием.
Знатоков- спелеологов здесь привлекают карстовые пещеры.


Краткий техотчет похода Лесуново - Пустынь:

  • Глубина у отметки- 3,0 м., на протяжении маршрута 2.5 - 9 м. Возвышение препятствий не более 0,3м.
  • Средства сплава: З-х местная пластиковая лодка "Спорт" под 5-кой Mercury. Загрузка 60кг + 2 чел (160кг).
  • Маршрут: Расстояние 56,10 км. Ходовое время 11 часов. Скорость 5-11 км/ч. Расход топлива 12 л.
  • Навигационные данные: Трек и файл путевых точек ,точки для ручного ввода в GPS.
  • Движение по лугам- основное неудобство похода (всего 2-3 участка). Малая глубина и абсолютно невидимое русло.
  • Затопленный лес- главная опастность. Местами из русла до берега не один километр, in emergency - не доберетесь. Выходите в поход минимум парой лодок. Удачного Вам путешествия!

Часть 2. Поход по Сереже. Лесуново - Покров 3 мая 2005г.


 Выходим 3 мая 2005г. Понижение уровня у отметки 0,5м, глубина 2,5м. Русло более различимо, хотя река не редко идет затопленным лесом. С навигатором сверяемся лишь периодически. Путь обычно виден визуально. Скорость, в зависимости от обстановки держим 9 - 12 км/ч. Количество туристов- сплавников увеличилось втрое. На реке не скучно. Опережая коллег обмениваемся отмашками.
Через 3,5 часа приблизились к Петров мосту (N 55 39.680/ E 42 51.861), над дамбой прошли безпрепятственно, губины хватило.  В остальном гарантированно по пройденному пути не менее 3,3 м., в местах излучин до 10м. В 20.00 стали распологаться на ужин и заночевали на острове.
Утром после полутора часов хода приблизились к мосту у дер. Румасово (N 55 37.251/ E 42 45.082). В этом месте река покидает киллометровые залитые луга и входит в русло.
Возвышение бревенчатых мостков над поверхностью было не более 15 см. Притормаживая двигателем, на самом малом ходу к бревну подошла первая лодка- пластиковая "Спорт", "заряженная", как исследовательское судно "Академик Павлов". Экипаж 2 чел + оборудование водной и GPS навигации,  средства фото и видеосъемки. Препятствие планировалось пройти отработанным методом- "пригружаем корму- проходит нос, далее наоборот".
Но нос "не пошел, лодка пришвартовалась бортом к поперечному бревну и ее перевернуло. Течением!
Его скорость оказалась весьма приличной. Забыли Гидравлику- истечение жидкости через сужающееся сопло. Безкрайняя затопленная пойма и 12 метров в берегах.
Поскольку регистрация данных велась в походе непрерывно- оборудование не было упакованно и закреплено надлежащим образом. Соответственно эхолот, навигатор, видеокамера и рукописные листы с примечаниями первыми ушли под воду. По сему, навигационную обстановку на реке излагаем Вам по памяти. GPS координаты важных точек взяты с карты при подготовке похода. Как показала практика, они весьма точно соответствуют местности.
Все прочее, за редким исключением, оказалось на плаву в целости-сохранности. Запас продуктов, сухая одежда в гермомешках, не утонул даже баллон с горелкой. Благодаря блокам плавучести перевернутая лодка осталась на поверхности, и возлегая на днище экипаж благополучно добрался до берега.
Поскольку в двигатель одной лодки и канистры с топливом могла попасть вода- поход было решено прекратить, а случай дал повод к написанию очередной главы.

Часть 3. Поиск сокровищ.

 По свидетельству местных очевидцев у моста дер. Румасово во время сплава перевернулось уже не менее дюжины лодок. Следопыты- кладоискатели, дерзайте! Нам же верилось, что хоть что нибудь удасться отобрать назад у реки. Зип для лодок и моторов упакованный в кейс, эхолот, флэшку с данными из GPS, да разве все упомнишь? Сейчас не жалеем, что не взяли в поход ноутбук. А ведь по Ozi Explorer, да с хорошими картами- судовая навигация чистое удовольствие.
В сотрудничестве с Нижегородскими коллегами - аквалангистами из Акватория НН предприняли в разное время несколько попыток. Добровольцы из местных сочуствовали и оказывали посильную помощь. Сильное течение и большая глубина явно препятствовали поиску. Дно у моста каменистое, оставалась надежда на удачу. В этом месте с третьей попытки удалось достать эхолот с датчиком и аккумулятор, чей то набор инструментов, крюк-кошку. Последующие никакого результата не имели. Чуть далее по течению два водоворота образовали глубокие омуты. В них по весенней воде река моментально заиливает канувшее и как дорогой сувенир будет хранить у себя многие, многие лета.
Сайт водного туризма Ривьера
Главная
Команда
Походы
Оснащение
Полезное
Ссылки
Контакты